Роман ╚Вокруг света за 80 дней╩ не раз вдохновлял кинематографистов. История изобретателя и искателя приключений Филеаса Фогга, на спор объехавшего земной шар за 80 дней, в 1956 году стала основой для крупнобюджетного фильма, получившего пять ╚Оскаров╩, а в 1989 году - мини-сериала с участием Пирса Броснана.

В начале ХХI века о Жюле Верне снова вспомнили в Голливуде. Фильм ╚Лига выдающихся джентльменов╩ вернул на экран самого знаменитого героя Жюля Верна - капитана Немо. Начало работы над ╚Лигой...╩ словно стало сигналом для следующего проекта: в 2001-2002 годах три студии одновременно начали работать над проектом ремейка ╚Вокруг света за 80 дней╩ (благо, никаких проблем с авторскими правами возникнуть не могло): студия Warner Bros. предложила постановку Стивену Соммерсу, а 20th Century Fox - Стивену Хереку.

Но у обоих проектов был один и тот же недостаток - отсутствие оригинальности. Что нового можно предложить зрителю по сравнению с фильмом 1956 года? Более масштабные погони? Более сложные трюки? Более утонченные спецэффекты? Летом 2002 года компания Paramount сделала заявку, которая поставила крест на проектах соперников. Согласно пресс-релизу, студия заключила договор на совместную разработку проекта ╚Вокруг света за 80 дней╩ с компанией Walden Media, принадлежащей миллиардеру Филиппу Аншульцу. До сих пор Walden Media снимала мало- и среднебюджетные фильмы разных жанров, а теперь решила испробовать свои силы в крупнобюджетном кино. За основу студия взяла сценарий Майкла Д. Уайсса и Дэвида Титчера, в котором центр внимания смещался с изобретателя Филеаса Фогга на его пронырливого слугу Паспарту. Когда этим сценарием заинтересовался Джеки Чан, проект сразу же перешел на тот уровень оригинальности, при котором можно начинать конкретную работу.

Детали контракта Джеки Чана остались в тени; однако поговаривали, что общая сумма его гонорара достигает 25 миллионов долларов. Судя по тому, как преподносилась в пресс-релизе его будущая роль (╚он сыграет человека, который откроет английскому ученому глаза на мир и на разнообразие мировых культур╩), эта сумма была недалека от истины. Режиссером был приглашен Фрэнк Корачи, известный комедиями с участием Адама Сэндлера. До сих пор Корачи ни разу не снимал ╚экшн╩, но Чан и его команда каскадеров сразу же поставили условие, что именно они будут заниматься хореографией всех боевых сцен, поэтому Корачи был не хуже и не лучше любого другого голливудского комедиографа. Вначале студия рассчитывала заполучить в партнеры Чану кого-нибудь из знаменитых англичан.

Студия начала было переговоры с Хью Грантом, но он быстро устранился - ╚экшн╩, мол, - не его жанр, и вообще ему неохота уезжать далеко от дома. Другие крупные звезды тоже отказались: их не устраивала перспектива работать ╚на подпевках╩ у Джеки Чана. В конце концов на роль Филеаса Фогга был приглашен английский телевизионный комик Стив Куган, известный в Великобритании по юмористическому сериалу ╚Я - Алан Партридж╩.

После этого Филеаса Фогга окончательно перевели в персонажи второго плана, и сценарий начали подгонять под ╚кино с участием Джеки Чана╩ - в меру приключений, в меру драк, немножко любви, много юмора, по ходу дела ╚занимательная история с географией╩ плюс - небольшая культурологическая прогулка. Сценарист Дэвид Титчер, большой любитель истории, предложил ввести в сюжет знаменитых людей той эпохи - художников, изобретателей, спортсменов. Героя Чана, Паспарту, сделали китайцем, выдающим себя за француза, а его господина, изобретателя Фогга - настолько рассеянным и оторванным от мира, что он даже не может заметить, что у ╚французского слуги╩ - азиатские черты лица.

В оригинальном сценарии персонаж Чана, Лау - нечто среднее между классическим благородным разбойником и пламенным революционером, сражающимся во имя народа. Сценаристы использовали китайскую народную легенду о Десяти Тиграх - этаких китайских Робин Гудах, которые помогают простым людям. Героя Джеки Чана сделали одним из десятерых Тигров - отчаянно смелым авантюристом, на долю которого выпадают головокружительные приключения. Подобно Форресту Гампу, он изменяет мир, даже не подозревая об этом: поучаствовав в поединке со знаменитым боксером, Лау создает новый стиль бокса, а устроив драку в парижском художественном салоне, среди красок, кистей и холстов, становится основателем абстракционизма.

Сценаристам нужно было пройти по лезвию бритвы: с одной стороны, они снимали фильм для международной аудитории, с другой - должны были думать об американской публике. Джеки Чан никогда не скрывал, что не понимает американского юмора. Поэтому сценаристы решили делать ставку на трюки, клоунаду и шутки международного типа - вроде той, когда Лау притворяется, будто говорит по-французски, хотя на самом деле несет бессмыслицу, в то время как настоящие французы осведомляются, из какого дурдома сбежал этот псих.

Для того чтобы обеспечить героя подходящими противниками, были использованы китайские наемные убийцы и непрошибаемый во всех отношениях английский полицейский, охотящийся за Лау, поскольку тот ограбил лондонский банк (с благородными намерениями, разумеется).

К началу 2003 года новый вариант сценария, подогнанный под параметры Чана, был готов. Начался подбор натуры. Вначале все европейские сцены хотели снимать ╚по местам боевой славы╩ - в Лондоне, Париже, Риме, а азиатские - в Китае. Потом китайские власти заломили такую цену, что съемки в Пекине и Шанхае пришлось перенести в Таиланд: оказалось, что построить там ╚маленький Китай╩ дешевле, чем снимать в ╚Большом Китае╩. Но съемки все откладывались и откладывались, ибо начались проблемы с финансированием.

Когда бюджет будущего фильма перевалил за 100 миллионов долларов, между Paramount и Walden Media начались серьезные трения. Студия опасалась, что фильм, который ставит новичок в жанре ╚экшн╩ и где играет азиатская звезда, не окупится в прокате.

В январе 2003 года, когда бюджет достиг $100 миллионов, Paramount выбыла из игры. Компания Walden Media предложила партнерство Disney, которая прокатывала в США ее предыдущий амбициозный проект - трехмерный фильм Джеймса Кэмерона ╚Призраки бездны: Титаник╩. Руководители Disney обещали подумать.

Проблема заключалась в том, что время теперь работало против Walden Media. Хорошо знакомый с голливудской медлительностью и неповоротливостью, Джеки Чан включил в контракт пункт, по которому каждый месяц простоя, связанного с ожиданием начала съемок, будет стоить студии миллион долларов. Поэтому нужно было либо начинать снимать, либо закрывать проект.

После некоторых раздумий на Walden Media решили рискнуть: начать съемки в марте, в ╚сухой период╩ в Таиланде. К этому времени полного обеспечения бюджета у продюсеров не было, но они рассчитывали в мае поехать на Каннский кинофестиваль, продать права на мировой прокат и заткнуть таким образом финансовую брешь. А проблему кинозвезд решили радикально: путем приглашения множества знаменитостей на роли-камео.

Арнольд Шварценеггер согласился сыграть восточного принца, который хочет похитить возлюбленную Фогга, Кэти Бейтс засветилась в роли английской королевы, братья Люк и Оуэн Уилсоны сыграли изобретателей братьев Райт.

В середине марта в Интернете начали появляться первые отчеты таиландских поклонников Джеки Чана. Первый кадр, ╚протекший╩ в Сеть, показывал Джеки и его старого друга и напарника Саммо Хуна, который исполнил в фильме роль-камео. Снимок был сделан на острове Краби в декорациях деревни и сопровождался информацией, что все декорации поделены на 4 сектора, что помимо китайского есть малайзийский, индийский и американский, что все декорации обошлись студии в 4 миллиона долларов и что съемки в этих декорациях будут продолжаться 3 недели. Фаны тотчас же вынесли вердикт, что домики построены не в том стиле, который характерен для эпохи, что у тележек слишком большие колеса, а у статистов одежда не того цвета и так далее. Джеки Чан решил взять ситуацию под контроль и начал вести в Сети дневник съемок, в котором рассказывал об интересных событиях на площадке. Фаны успокоились.

В апреле съемочная группа перебралась в Берлин на студию ╚Бабельсберг╩. Берлин, городок Герлиц на границе с Польшей и прилежащие к нему окрестности стали Лондоном, Парижем и прочими европейскими городами. В мае Walden Media привезла на кинорынок Каннского кинофестиваля начерно смонтированный рекламный ролик. Для рекламы проекта исполнители главных ролей, прервав съемки, прилетели на день в Канны. Успех мероприятия превзошел все ожидания: ╚Вокруг света за 80 дней╩ был заранее продан на 30 территорий, и доходы от продажи обеспечили более 55% бюджета. За год до премьеры фильм обрел прокатчиков практически во всех странах. Кроме США. Голливудские студии предпочитали выжидать. При бюджете 110 миллионов долларов лента ╚Вокруг света за 80 дней╩ стала самым дорогим фильмом, спродюсированным без американской студии-прокатчика.

Осенью, получив начерно смонтированный вариант фильма, Walden Media начала предлагать свой товар американским дистрибьюторам. Первый просмотр был устроен для кинокомпании Disney. На следующий день было официально объявлено, что студия Disney купила фильм и застолбила для премьеры 16 июня. Оперативность сделки позволяла предположить, что Disney опасалась конкуренции. И не зря.

...Лау (Джеки Чан) должен любой ценой предотвратить сделку между непопулярными в народе правителями династии Цин и зловещим лордом Келвином из лондонского Клуба Реформ. Лорд обещает отправить в Китай крупную партию оружия в обмен на акт о владении землей деревни Ланьчжоу, славящейся залежами нефрита.

Акт о владении спрятан в фигурке нефритового Будды, которая хранится в сейфе лондонского банка. Фильм начинается с того, что Лау похищает фигурку Будды и скрывается, несмотря на преследования полицейских и агентов династии Цин. Ему удается спрятаться под личиной Паспарту, французского лакея эксцентричного изобретателя Филеаса Фогга (Стив Куган), который также является членом Клуба Реформ.

Поскольку Лау нужно срочно вернуться в Китай, он ловко подстраивает пари между Фоггом и Келвином: если Фогг успеет объехать Землю за 80 дней, он сменит Келвина на посту председателя клуба; если Фогг проиграет пари, он никогда больше не сможет войти в клуб.

Преследуемые агентами династии Цин и приспешником Келвина Фогг и Паспарту отправляются в путешествие. Добравшись до Парижа, они знакомятся с художницей Моник (Сесиль Де Франс), в которую Фогг мгновенно влюбляется. Моник помогает Фоггу и Паспарту улизнуть от преследователей и требует, чтобы они взяли ее с собой. Троица отправляется в Италию, на ╚Восточном экспрессе╩ добирается до Абу-Даби, где они встречаются... еще с одним героем Жюля Верна, капитаном Немо, который соглашается доставить их на своей подводной лодке ╚Наутилус╩ в Китай. Увы, встреча с гигантским кальмаром повреждает лодку, и героям приходится высадиться в Индии.

Поскольку Индия все еще является английской колонией, лорд Келвин снова строит героям пакости, натравливая на них убийц и колониальные власти. Тем не менее путешественникам снова удается бежать: благодаря хитрости Паспарту они пробираются в Тадж Махал, а оттуда - в Китай.

На родине Лау-Паспарту и его друг Вонг (Саммо Хун) собираются передать фигурку нефритового Будды в имперский суд, чтобы судья решил, кому принадлежит земля Ланьчжоу. Но агенты династии Цин захватывают Лау в плен и раскрывают Фоггу обман его слуги. Возмущению Фогга нет предела - он считает Лау предателем и мошенником и вначале хочет оставить его в руках врагов. Но, вспомнив, сколько раз Лау спасал его в трудных ситуациях, Фогг решает помочь ему. Вместе с Вонгом и Десятью Тиграми Гуандуна он спасает Лау, предотвращает планы династии Цин и возвращает земли Ланьчжоу крестьянам. Завершив благородную миссию, Фогг и компания отправляются в Америку.

Лорд Келвин не дремлет: он нанимает банду знаменитых воров, которые крадут у путешественников все их пожитки. Оставшись без гроша, герои не могут купить билеты до Лондона. Но, к счастью, организатор эффектных зрелищ Барнум предлагает 1000 долларов тому, кто продержится четыре раунда против чемпиона по боксу Дж. Л. Салливена. Поскольку Лау - мастер восточных единоборств, он решает выйти на ринг и в ходе поединка наглядно показывает Салливену, как можно усовершенствовать традиционный бокс восточными приемами. Выигранных им денег хватает, чтобы купить билеты на пароход. А поскольку пароход плывет слишком медленно, Фогг строит из подручных материалов летательный аппарат. По воздуху герои успевают добраться до Лондона на день раньше срока, потому что их 80 дней - это 79 дней для тех, кто оставался на месте...

Видевшие фильм считают, что руководители Disney не зря так быстро подписали контракт на дистрибьюцию. Они получили готовенький блокбастер, профинансированный из независимых источников. Сегодня, накануне премьеры, предполагается, что ╚Вокруг света за 80 дней╩ станет одним из самых громких летних ╚фильмов для просмотра всей семьей╩. Размер сделки держится в тайне, но предполагается, что Disney оплатила примерно половину бюджета, то есть около $55 миллионов. По нынешним меркам - сущие гроши.

Впрочем, если студия затеет сиквел (а в наши дни это почти неизбежно), ей придется платить из своего кармана...

ВОКРУГ СВЕТА С ДЖЕКИ ЧАНОМ

╚Вокруг cвета за 80 дней╩ - Around the World in 80 Days
Buena Vista
Дата выпуска: 16 июня
Режиссер: Фрэнк Корачи
Сценарий: Дэвид Эндрю Голдштейн,
Дэвид Бенулло, Дэвид Титчер (по роману Жюля Верна)
Продюсеры: Билл Бадалато, Хэл Либерман
Оператор: Фил Мейо
Композитор: Тревор Джонс
В ролях: Джеки Чан, Стив Куган, Сесиль Де Франс,
Джим Броудбент, Кэти Бейтс, Арнольд Шварценеггер,
Джон Клиз, Оуэн Уилсон, Люк Уилсон,
Роб Шнайдер, Марк Адди, Юэн Бремнер

Жюль Верн по праву считаетcя одним из основателей популярнейшего ныне жанра приключенческой фантастики. Как ни странно, в последние полвека его наследие практически не было востребовано кинематографом. Но сейчас Голливуд исправляет эту оплошность.

(www.movie.ru)

 
Новости
Персонал
Гостевая
 Copyright © kungfumoviestorm@mail.ru 
BOXMAIL.BIZ - Конструктор сайтов
WOL.BZ - Бесплатный хостинг, создание сайтов
RIN.ru - Russian Information Network 3